МСФО и бухгалтерские консультации, обслуживание и сопровождение в Москве
МСФО и бухгалтерские консультации, обслуживание и сопровождение в Москве
Мы неоднократно говорили о том, что факторинг — сложносоставной продукт и далеко не всегда используется с целью получения финансирования. Завершая серию видео-публикаций «Три вопроса о факторинге» Виктор Пинчук, управляющий директор ВТБ Факторинг, и преподаватель «Школы факторинга», расскажет о том, как использовать факторинг для управления рисками.
В России страхование кредитного риска – это особая услуга, которая по большей части не соотносится с европейским опытом и практикой. Мы, в ВТБ Факторинг, изучали это направление и даже реализовали часть сделок с элементами страхования, обнаружив при этом много тонкостей и нюансов.
Во-первых, страховая компания не берет риск целиком, и в случае наступления страхового случая страхователь теряет часть суммы. Во-вторых, период выплаты по страховке, как правило, составляет180 дней, что тоже накладывает ограничения на бизнес.
Сегодня на рынке факторинга реализуются сделки со страхованием. В небольшом объеме они будут работать и в будущем. Каждый кейс со страхованием — это отдельная история, требующая серьезной проработки. Например, они часто применяются в сегменте купли-продажи автомобилей. Есть кейсы по страхованию покупателей металлопродукции. Но с моей точки зрения такие сделки не практичны, потому что любое отступление со стороны покупателя влечет за собой блокировку всех лимитов и выход страховщика.
Стабильность и предсказуемость важна для каждой стороны сделки. Экспертиза фактора в оценке риска — это очень ценный ресурс, который нужно использовать по максимуму. И если факторинговая компания не готова брать риск на контрагента, значит есть веские причины. Для продавца это повод задуматься, пристально посмотреть на будущего покупателя и оценить последствия сотрудничества. Ведь в таком случае риск полностью ложиться на плечи клиента. Использование страхования в факторинговых сделках позволяет выдавать финансирование, даже когда фактор по тем или иным причинам не готов взять риск на контрагента.
Если под риском понимается риск поставки некачественной продукции, либо поставки с точки зрения претензий по количеству – это коммерческие риски. Финансовый партнёр не готов выкупать коммерческие риски за исключением тех случаев, когда кредитное качество поставщика высокое, и этот риск можно трансформировать в финансовый.
ВТБ Факторинг, например, не работает с коммерческим риском, потому что это вне нашей экспертизы и наших компетенций. Мы работаем исключительно с финансовым риском! И если клиент придёт с запросом: «Я хочу купить у компании товар, но не знаю, что это за компания, качественный ли товар она мне поставит и точно ли в срок. Вы можете снять коммерческие риски?». Это напоминает русскую рулетку. Мы не участвуем в подобных диалогах и не рекомендуем нашим клиентам их вести.
Если речь идет о компаниях малого и среднего бизнеса, мы исходим из того, что покупатель знает своих поставщиков лучше, чем финансовый партер, и ориентируемся на риск крупного контрагента. На это есть несколько причин.
Во-первых, это кратно снижает стоимость финансовой услуги. Во-вторых, уменьшает документооборот, рутину и прочее. К примеру, если клиент захочет по агентскому факторингу финансировать 20 поставщиков, и мы оставляем риск на поставщиках, то нам необходимо будет анализировать, мониторить и проводить первичную экспертизу каждой из 20 компаний. Для фактора это большой и кропотливый труд, вследствие этого стоимость такого продукта будет намного дороже, чем при глубокой оценке только одной компании-заказчика.
Агентский факторинг — это продукт, который позволяет компании-покупателю финансировать закупаемый товар, привлекая финансового агента в лице факторинговой компании для оплаты данного товара.
Агентский факторинг решает две основные задачи. Первая и самая очевидная — получение дебитором желаемой отсрочки. Фактор платит поставщику за покупателя и предоставляет последнему отсрочку. Вторая, менее очевидная — увеличение показателя EBITDA. Это выяснилось после того, как мы ознакомились с результатами исследования Ассоциации корпоративных казначеев (АКК). Оказалось, что компании МСБ в случае ранней оплаты готовы предоставлять скидку, которая в переводе в процентную годовую ставку намного выше, чем условия, которые готов предложить финансовый партнёр. К примеру, заказчик, привлекая агентский факторинг, платит комиссию фактору в размере 7% годовых и получает дисконт от поставщика за раннюю оплату, который в пересчете в годовые превышает комиссию фактора. Полученная дельта – прямая выгода заказчика.
Скорость запуска агентского факторинга зависит от финансового качества компании, которая запрашивает этот инструмент. В целом скорость запуска сделок существенно выросла за последние годы. Если ранее, в силу молодости рынка, на рассмотрение факторинговой сделки проходило по нескольку месяцев, то сегодня при взаимном интересе сторон сделку можно запустить и за неделю.
Вместе с тем, на скорость оформления сделки влияет выбор факторинговой компании. У каждого бизнес-сегмента есть свой круг обслуживающих факторов. В случае, если клиент запрашивает лимит 50 млн. руб. у крупного фактора, согласовать индивидуальное рассмотрение сделки в ускоренном режиме, например, за неделю, будет сложно. При этом я думаю, что небольшие факторинговые компании с удовольствием рассмотрят запрос на такую сумму при наличии продукта в линейке.
В любом случае, каждая факторинговая компания на рынке заинтересована в том, чтобы предложить клиенту максимальный сервис. ВТБ Факторинг заинтересован в привлечении новых компаний на рынок факторинга, в том числе из сегмента МСБ. Такие компании гораздо быстрее могут подключить факторинг, если их партнёр уже работает с нами. Сегодня на сайте ВТБ Факторинг есть сервис подбора факторинга с возможностью проверить наличие лимита на дебитора.
Получить ответы на другие популярные о факторинге можно здесь
Не знаете какой факторинг выбрать? Наш чат-бот Григорий поможет сориентироваться и подобрать оптимальный вариант! |