МСФО и бухгалтерские консультации, обслуживание и сопровождение в Москве
МСФО и бухгалтерские консультации, обслуживание и сопровождение в Москве
Напомним, что с 1 января 2022 года сертификаты электронной подписи (ЭП) сотрудники компаний должны были получать как физические лица (сертификаты физлиц). Использовать такие сертификаты для нужд бизнеса (например, при подписании финансовой отчетности и пр.) возможно только с применением доверенности в электронном виде (они же – машиночитаемые доверенности, МЧД). Заверять доверенности следовало сертификатом руководителя компании. Выдачу работникам сертификатов, в которых указывались бы сведения о компании (сертификаты юрлиц), планировали прекратить.
«Машиночитаемая доверенность призвана подтвердить право конкретного сотрудника подписывать документы компании, — поясняет Анастасия Лабуцкая, эксперт удостоверяющего центра Контура. – Пока МЧД не распространена повсеместно, хотя с ней уже работают отдельные информационные системы. Например, ФНС России, в том числе с использованием технологии блокчейн».
Задумано, что руководитель компании сперва подписывает электронную доверенность для сотрудника, затем последний использует МЧД, подписывая документы компании сертификатом физлица.
Благодаря принятым поправкам, работники организаций по-прежнему смогут получать сертификаты юрлиц в привычных коммерческих удостоверяющих центрах. Пользоваться такими ЭП при подписании документов компании можно вплоть до 31 декабря 2022 года. Удостоверяющий центр при этом должен был до 1 июля 2021 года пройти аккредитацию по новым требованиям, это условие сохраняет силу. Перечень аккредитованных по новым условиям УЦ можно изучить на сайте Минцифры.
Переходный период включает несколько этапов:
Важный момент
Если работник организации уже получил сертификат физлица или планирует получить его до 1 января 2023 года, то для работы от имени компании ему непременно понадобится машиночитаемая доверенность.
Что касается руководителей, то для них отсрочки применения нового порядка при работе с электронной подписью не предусмотрели. Это значит, что с 1 января 2022 года руководителям (а также ИП) получать или заменять электронную подпись предстоит в УЦ ФНС России или у доверенных лиц налогового ведомства.
Руководители финансовых организаций обращаются в Центральный Банк, бюджетники – в Федеральное Казначейство.
Ранее выданные руководителям сертификаты ЭП продолжат действовать до истечения срока самого сертификата или до 31 декабря 2022 года. Понятно, что коммерческий УЦ, выдавший сертификат ЭП, должен быть аккредитован по новым требованиям.
«Напомним, что ЭП, выданная руководителю налоговым органом, оформляется в единственном экземпляре, так называемом «неизвлекаемым», то есть защищенным от копирования, – предупреждает Анастасия Лабуцкая. – В такой подписи нет специальных расширений (OID), требуемых некоторыми информационными системами. И если последние не изменят логику проверки сертификатов, то при использовании ЭП от налоговой могут возникнуть затруднения. Отказ информационной системы принимать сертификаты ЭП от налоговой из-за отсутствия расширений приравнивается к нарушению нормы пункта 2.1 статьи 17 Закона 63-ФЗ, который в явном виде запрещает вводить дополнительные требования к квалифицированной электронной подписи. Если организация сталкивается с подобными фактами, о них имеет смысл известить регулятора – Минцифры», — советует Лабуцкая.
Новые правила работы с электронной подписью заработают позже