МСФО и бухгалтерские консультации, обслуживание и сопровождение в Москве
МСФО и бухгалтерские консультации, обслуживание и сопровождение в Москве
Делимся опытом работы крупнейшей электронной факторинговой платформы FactorPlat.
FactorPlat — первая в России мультибанковская платформа для факторинга. За пять лет через неё прошли 3 миллиона сделок по уступке дебиторской задолженности объёмом более 340 миллиардов рублей. Сервисом пользуются крупные дебиторы из секторов DIY и FMCG, более 50 факторов и 1300 кредиторов-поставщиков.
Платформа переводит взаимодействие при факторинговых сделках в электронный вид. Кредиторы получают деньги в день поставки. Факторы снижают затраты на проверку данных, а дебиторы избавляются от рисков мошенничества и человеческих ошибок.
Проблема
Многие компании с большим объёмом коммерческих и некоммерческих закупок работают с применением системы отсрочки платежей, из-за которой у контрагентов происходит кассовый разрыв. Кредиторы обращаются к банкам за факторинговыми услугами и инициируют уступку дебиторской задолженности.
При использовании бумажных документов, подтверждающих факт поставки, запускается длительный процесс сделки. На то, чтобы подписать и согласовать документы, сформировать заявку, запросить подтверждение у дебитора, обменяться всеми бумагами может уйти несколько недель, что обесценивает саму идею быстрого получения оборотных средств для кредитора.
Когда у компании-дебитора несколько тысяч таких контрагентов, поддерживать процесс верификации всех запросов от факторов дорого и сложно. В итоге некоторые дебиторы совсем отказываются от факторинга или работают в нескольких информационных системах факторов.
Решение
Запретить кредиторам проводить сделки по уступке «дебиторки» крайне сложно. Оптимально этот процесс упорядочить и возглавить. Перевод всех факторинговых операций в электронный вид — естественное решение, которое, с одной стороны, обеспечивает прозрачность процессов и даст дебитору рычаги управления, а с другой — действительно помогает поддержать собственную цепь поставок.
Если у кредиторов есть быстрый и простой доступ к факторингу, объём закупок можно безболезненно наращивать, будучи уверенным, что они не сорвутся из-за нехватки оборотных средств. По опыту работы платформы так вышло в период пандемии. Максимальный показатель факторингового финансирования поставщиков торговых сетей с начала текущего года был зафиксирован в апреле и составил 4,2 млрд рублей.
FactorPlat не ломает текущие бизнес-процессы, а оцифровывает то, что происходит в офлайне. Дебитор, кредитор и фактор взаимодействуют на одной платформе: договариваются о сделки, подписывают договоры, автоматически подтверждают поставки. И всё с сохранением полной юридической значимости. Рутинные действия минимизируются — часть из них выполняют алгоритмы.
Проблема
В обычном факторинге поставщик может подать на финансирование документы по несуществующим поставкам или по тем, где были произведены взаимозачёты. Дебитору и фактору сложно контролировать такие запросы. На практике нередко происходят ситуации, когда их одобряют. Итог — долгие судебные разбирательства.
Решение проблемы
Если кредитор, фактор и дебитор работают на FactorPlat, они избегают подобных рисков. За всю историю работы платформы не было ни одного случая мошенничества. Платформа верифицирует 100% документов, не давая возможности передать поддельные документы в адрес фактора.
Старт процессу задаёт сам дебитор: он автоматически загружает на платформу реестр документов по поставкам, которые согласился оплатить. Когда кредитор отправляет заявку на финансирование, платформа автоматически проверяет каждый подписанный документ, сверяет с реестром документов дебитора и отклоняет поставки, которые не подлежат уступке.
Каждая сделка становится прозрачной для трёх сторон — это ключевое отличие электронного факторинга от бумажного.
Проблема
Подтверждение десятков тысяч документов по поставкам занимает колоссальный объём времени. Дебитор несёт расходы на содержание штата операционистов, менеджеров и бухгалтеров, работающих с входящими запросами и архивом документов, тратит бюджет на почтовые отправления.
Из-за этого не все дебиторы готовы работать по факторингу. Поставщику сложно ликвидировать кассовый разрыв, а дебитор не может уйти от системы отсрочек платежей.
Решение
Платформа сокращает ручной труд и затраты на содержание штата специалистов и пересылку документов. Все сделки прозрачные: каждый участник видит статус по сделкам и документам в веб-интерфейсе.
Крупным холдингам, развивающим филиальные сети, переход на электронный факторинг сэкономит десятки миллионов рублей в месяц.
Дебитор может работать на платформе в веб-интерфейсе или в своих системах, интегрированных через API с FactorPlat. Обычно на запуск уходит от 2-3 недель после подписания договора. Чтобы начать работу, потребуется минимум действий:
Электронным факторингом можно и нужно пользоваться. Боязнь долгого внедрения и изменения процессов внутри компании остались в прошлом.